Основная версия столкновения истребителей Су-27 - ошибка при
пилотировании, сообщил источник Infox.ru, близкий к следствию. Пролить
свет на обстоятельства трагедии на генеральной репетиции полетов
авиасалона МАКС должны выжившие пилоты «Русских витязей». По некоторым
данным, их командир Игорь Ткаченко погиб еще до столкновения с землей.
Среди
возможных версий столкновения истребителей Су-27 - ошибка при
пилотировании, технические неполадки и попадание в двигатель
постороннего предмета. Пролить свет на обстоятельства трагедии на
генеральной репетиции полетов авиасалона МАКС должны выжившие пилоты
«Русских витязей».
Бортовые самописцы уже обнаружены на месте
происшествия в подмосковном Раменском, сейчас с ними работают
специалисты. Опрашиваются жители дачного поселка Белозериха, которые
наблюдали за происходящим и оказались в центре катастрофы.
Кроме того, в ближайшее время должны быть допрошены пилоты «Русских
витязей» - в катастрофе выжили Игорь Куриленко и Виталий Мельник. Погиб
командир пилотажной группы Игорь Ткаченко. Остальные пилоты при
столкновении двух самолетов не пострадали.
Катастрофа
По предварительным данным,
катастрофа произошла в 13.02, когда пилоты возвращались на базу и
выполняли перестроение, завершив основной показ фигур высшего пилотажа
на генеральной репетиции полетов МАКСа. По словам очевидцев, боевой
Су-27, которым управлял Виталий Мельник, отстал от трех истребителей,
формирующих фигуру ромба, и начал догонять ведущего группы - командир
Игорь Ткаченко летел в паре со штурманом Игорем Куриленко. По
неизвестным пока причинам ведомый самолет зацепил истребитель Су-27,
летевший впереди группы. После этого оба самолета загорелись.
Истребитель Ткаченко был неуправляем, пилоты катапультировались и упали
в районе деревни Белозериха. Парашют Игоря Куриленко повис на дереве -
пилот получил травму позвоночника, но мог самостоятельно передвигаться.
Виталий Мельник отвел машину в поле около деревни Тяжино - там жертв и
разрушений на земле удалось избежать. Мельник успешно
катапультировался. Очевидцы рассказывают, что видели в небе только два
парашюта.
Два часа о судьбе третьего летчика - командира Игоря
Ткаченко ничего не сообщалось. Лишь после того, как двух пилотов
забрали на вертолеты спасателей и военных, местные жители обнаружили
тело Ткаченко у деревни Захариха. Парашюта рядом с ним поисковые группы
не видели. Появилась версия, что парашют сгорел при попытке
катапультирования. По другой версии, Ткаченко погиб еще в воздухе,
отмечают его коллеги на одном из авиационных форумов.
Командир пилотажной группы «Русские витязи» Игорь Ткаченко успел
катапультироваться, но погиб из-за возгорания парашюта, сообщает РИА
«Новости».
По словам представителя группы, принимающей
участие в расследовании причин катастрофы, парашют Ткаченко загорелся
из-за пламени, объявшего самолет после столкновения.
«Мы
опросили свидетелей и очевидцев произошедшего. Один из жителей дачного
поселка, над которым произошел инцидент, отчетливо видел, что парашют
одного из катапультировавшихся пилотов загорелся еще в воздухе, так как
истребитель к этому моменту горел. Впоследствии, оказалось, что
погибшим пилотом был Игорь Ткаченко», -- сказал представитель группы.
Ранее
президент Дмитрий Медведев выразил соболезнования родным и близким
Игоря Ткаченко, сообщает пресс-служба Кремля. «Начальник 237−го
гвардейского центра показа авиационной техники ВВС России, заслуженный
военный летчик России, командир группы «Русские витязи» полковник Игорь
Ткаченко погиб сегодня в результате столкновения двух истребителей
Су-27 во время тренировочного полета перед открытием авиасалона
МАКС-2009», -- говорится в сообщении Кремля.
Ведомый и ведущий
Судя по рассказам
очевидцев, данным радиообмена и съемкам с места падения, версия о
технической неисправности не является сейчас основной. Наиболее
вероятной причиной столкновения называется ошибка при пилотировании,
сообщил осведомленный источник Infox.ru. Также рассматривается
возможность помпажа двигателя или попадания в двигатель одного из
самолетов постороннего предмета.
«На УБ пилотировали в сомкнутых
боевых порядках. Особенность пилотирования на малых высотах - ведомые
летчики пилотируют свои самолеты с превышением относительно ведущего, -
рассказывает эксперт Infox.ru, летчик-истребитель первого класса в
отставке. - При изменении направления выполнения фигуры пилотажа при
перекладке из одного крена в другой возможна кратковременная потеря из
виду ведущего из-за ошибки пилотирования ведомым.
Или ведущий не
создал необходимых условий ведомым для безопасного пилотирования. В
момент столкновения части обшивки самолета могли попасть в двигатель
УБ, что вызвало помпаж и пожар двигателя, и единственно правильное
решение на малой высоте - катапультироваться. На самолете ведущегоBAC как
видно по видео, сразу возник пожар - шансов спасти машину уже не было».
Пилоты
отмечают, что при выполнении перестроения ошибки в пилотировании вполне
возможны, но даже в этих случаях на малых высотах у истребителей есть
возможность спасения. «У меня такой случай был: я ведущий, он ведомый.
Парой выполняли петлю Нестерова. В верхней точке он потерял меня из
виду из-за ошибки пилотирования, так как в первой половине петли
перетянул ручку управления и создал перегрузку более необходимой -
фюзеляжем своего самолета закрыл обзор и потерял меня.
Но
поступил правильно - немедленно в эфир меня проинформировал. Только это
нас спасло, он выскочил впереди меня в нескольких метрах. В небе все
равны, что лейтенант, что генерал. Ошибок оно никому не прощает», -
добавил летчик.
Биография «Витязя»
Игорь Ткаченко родился 26
июля 1964 года в поселке Венцы-Заря Краснодарского края. В 1985 году
окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им.
В. П. Чкалова, в 2000 году - Военно-воздушную академию им. Ю. А.
Гагарина. Проходил службу в качестве летчика-инструктора в
Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 года служил на Кубинской авиабазе.
За
время прохождения службы освоил самолеты Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27,
Су-35. Налетал на данных типах самолетов 2300 часов. Летал на самолетах
зарубежного производства - «Мираж-2000», F-16. Высшим пилотажем
занимался с 1989 года, был ведущим и соло-пилотом пилотажной группы
«Русские витязи».
Ткаченко - заслуженный военный летчик России, военный летчик-снайпер. У него остались жена и двое детей.
Президент
Дмитрий Медведев выразил соболезнования родным и близким Игоря
Ткаченко, сообщает пресс-служба Кремля. «Начальник 237-го гвардейского
центра показа авиационной техники ВВС России, заслуженный военный
летчик России, командир группы «Русские витязи» полковник Игорь
Ткаченко погиб сегодня в результате столкновения двух истребителей
Су-27 во время тренировочного полета перед открытием авиасалона
МАКС-2009», - говорится в сообщении Кремля.
Последствия
Один из двух истребителей при
падении полностью разрушил трехэтажный кирпичный коттедж в
садоводческом товариществе «Сосны»: кирпичи от него разлетелись на
сотни метров вокруг, пробив крыши и выбив стекла всех близлежащих
домов. Рядом с разрушенным домом также сгорел автомобиль.
В
результате катастрофы пострадали два пилота и пять жителей садового
товарищества. Одна из пострадавших находится в крайне тяжелом состоянии
в Москве.
В настоящее время на месте происшествия работают
следователи и криминалисты. По факту столкновения возбуждено уголовное
дело по ст. 263 Уголовного кодекса (нарушение правил безопасности
движения и эксплуатации воздушного транспорта).